Лекция №3 – Ромашка Аптечная.

 

Понедельник. Девять утра. Легкий утренний туман. Вы входите в оранжерею. Все на своих местах: и парты, и доска, и молодые растения повсюду. Вы быстро занимаете удобное место и морально готовитесь к лекции. Надо сказать, что у вас ещё не полностью прошел сон, да и завтрак ещё не успел провалиться куда следует (Кстати, скорость прохождения пищи по пищеводу в среднем равна 4 сантиметрам в минуту). Многочисленные ученики зевают и потягиваются. А что вы хотите? Первый урок. Профессор Валафрид уже стоит у доски и что-то на ней записывает исчезающим мелом (так удобнее, материал появляется именно тогда, когда он нужен).

 Итак. Начнем. Доброе утро. Рад вас всех видеть на своей лекции. Тем более рад подчеркнуть, что вас так много, несмотря на «ранний час», и в этот раз вы пришли вовремя. Молодцы. Для начала несколько слов по домашнему заданию. В течение прошлого цикла я часто бывал в лесу, чтобы давать необходимые консультации и наставления, по поводу его выполнения. Практически постоянно я слышал жалобы и недовольства объемом задания и различные сетования на его повышенную сложность. Должен сказать, что задание было элементарное, в некотором смысле намного проще, чем к первой лекции, и все Ваши жалобы совершенно необоснованы. Те, кто сдал работы, получат хорошие оценки (большинство).Те кто работу не сделал – стыд вам и позор. Теперь по поводу работ, которые мне довелось проверять. Первое – думайте, что копируете. В ответе на четкий вопрос не должно быть никаких лирических отступлений. Во-вторых, если в задание сказано «описать кратко» - значит описывать надо именно кратко. Не нужно делать лишнюю работу. Не нужно показывать феноменальные знания, там, где это не требуется. Тем более, что знания у вас все равно будут набираться при поиске материала. Знаете – хорошо. Но в работах надо писать, только то, что нужно. И последнее. Если  перед вами стоит задача вида «описать внешний вид растения», но название этого растения не указано – вы поднимаете свой взгляд к теме лекции и смотрите, что же собственно вы изучаете.  На предшествующие задания равняться нет смыла. А вообще вы молодцы. Откопали «Иудейскую Войну». Я доволен.

Теперь перейдем собственно к лекции. Начиная с этого урока, Вам будут постоянно нужны ваши конспекты, которые Вы без сомнения уже начали вести. Если нет – сейчас самое время. Что от вас требуется? Конспектировать самые важные моменты лекции. Это вам пригодится впоследствии. Вместо следующей лекции будет контрольная работа по пройденному материалу. Начинайте морально готовиться. Так. Теперь, посмотрите пожалуйста сюда…

Профессор подошел к небольшому столу, на котором расположились три горшка с разными растениями.

Нужен доброволец. А вот. Доронгольев. Выходите сюда. Не бойтесь, я не кусаюсь. Практически. Итак. Все что от вас требуется – это указать, которое из этих растений ромашка.

-                    Вот это, профессор (указывает на всем известный ещё с детства цветок, на котором было так удобно гадать).

-                    Правильно. Садитесь.

Итак. Действительно  именно это растение все вы знаете, как «ромашка». А на самом деле все три растения – ромашки. Разные виды. Дабы не возникло путаницы – запишите их названия: Ромашка Аптечная (Matricara chamomilla L.); Ромашка Непахучая                          (Matricara indora L.); Ромашка Ромашковидная (Matricara matricariodes (Less) Porter.)

Тема сегодняшней лекции – Ромашка Аптечная. Или, как она ещё называется, лекарственная , ободранная, камила и даже рум’янок, что по-украински. Сейчас я вам продиктую определение, которое придется запоминать именно в этом виде и в последствие составлять все определения и описания по этому плану. Итак. Ромашка Аптечная это:

Однолетнее ароматное растение семейства сложноцветных (Compositae), до 60 см высотой. Корень стержневой, тонкий, ветвистый. Стебель прямостоячий или восходящий, тонкий, ветвистый. Листья очередные, сидячие, дважды-  или трижды-перисто-рассеченные на тонкие, узкие нитевидные сегменты. Цветочные корзинки некрупные, сидят на верхушках стебля и ветвей на длинных цветоносах. Краевые цветки пестичные, язычковые, белые, внутренние золотисто-желтые, обоеполые, воронковидно-трубчатые. Цветоложе продолговато-коническое, внутри полое, голое, к концу цветения удлиняющиеся. Плод – изогнутая, суженная у основания семянка с 3 ребрами, (Уже недолго осталось, не стоните так – с мысли сбиваете) с 3 ребрами, буровато-зеленного цвета. Все органы растения отличаются сильным ароматным запахом. Цветет в мае – сентябре, созревание плодов начинается в июле. Размножается семенами.

Вот такое описание. Знаю, оно сложное, громоздкое, перенасыщенное терминами. Но это оптимальный вариант. Я лично не очень люблю пользоваться маггловскими источниками, но в смысле составления классификаций и всевозможных описаний – им нет равных. А с нашими волшебными книгами прямо беда какая-то – в каждой описывается по-разному, безо всякой системы, а иногда просто говорится: «ромашка – всем известное растение, с характерной внешностью. Встречается повсеместно. Очень полезна.» Прямо сплошное «сами-знаете-что, растет сами-знаете-где, и нужно сами-знаете-для чего». Так что все описания будем брать из маггловских источников.

Кстати, по поводу «растет сами-знаете-где». Ромашка Аптечная распространена на юге  и в средней полосе европейской части СНГ, на Кавказе, в средней Азии и в южных районах Сибири. Как вы видите – площадь значительная. Если конкретнее, то искать ромашку следует, на опушках смешанных и широколиственных лесов, вдоль просек и дорог, на вырубках, молодых залежах, населенных пунктах, посевах, садах. Вообще, ромашка является растением сорным, т.е. растет везде и всюду, не спрашивая на это ни у кого разрешения. Но обычно она через год два исчезает, не выдерживая конкуренции со стороны других видов растений.  В диком виде вы чаще и легче всего сможете найти Ромашку Аптечную на Украине, в Молдове, Красноярском крае и в Ростовской области в России.

Теперь если вас поднимут в три часа ночи и скажут: «ИЩИ РОМАШКУ АПТЕЧНУЮ!!!» вы будете знать, что искать, и где искать. Перейдем собственно к свойствам.

Для начала снова обратимся к маггловской науке. А именно к Химии. Химию знать полезно даже магу. В алхимии она играет довольно существенную роль. Смотрите внимательно и записывайте.

Профессор подошел к доске и стал указывать палочкой на появившееся схематичное изображение ромашки.

Все должно из чего-либо состоять. Данное растение содержит салициловую, никотиновую, аскорбиновую кислоты, горечи, фитостерин, камедь, дубильные вещества, холин, эфирное масло (до 0,85%), с очень комплексным составом. В его составе более 40 компонентов, в том числе хамузулин, бисаболол, и его окиси, ен-ин-бициклоэфиры и др; в также растении присутствует флафоноидальный гликозид умбеллиферон, диоксикумарин, сахар, воск, жир, глицериды линолевой, пальмитиновой, олеиновой, стеариновой кислот.

А вот здесь (указывает на соцветие) особенно интересный расклад.

10,57% - это зола;

Макроэлементы (мг/г): K – 41,80;  Ca – 8,30;  Mg – 3,10; Fe – 0,30

Микроэлементы (КБН): Mn – 0,29; Cu – 0,78, Zn – 0,80; Co – 0,16; Cr – 0,09; Al –0,27; Ba – 0,20; V – 0,08; Se – 7,20, Ni – 0,24; Sr – 0,12; Pb – 0,07; I – 0,07;

Предвижу ваши вопросы. Нет. Ни золота, ни серебра в ромашке нет. Также нет Брома, Лития, и многого другого, чего бы хотелось. Да даже если бы и было, то в таких мизерных количествах, что не имеет никакого смысла пытаться получить что-либо из ромашки. Пришлось бы собрать поистине непомерное количество этой травы. А вот в химических реакциях эти элементы могут себя очень хорошо проявлять. Поэтому ромашка аптечная является одним из наиболее часто используемых ингредиентов для приготовления зелий.

Вся эта химия на самом деле не очень важна, если вы не собираетесь заниматься Травоведением профессионально, в качестве специальности. Вам необязательно знать её, просто, возможно, кому-то это будет интересно. Возникает законный вопрос: «Чем же так полезна ромашка аптечная?»

Это растение было известно в качестве лекарственного средства ещё врачам Древней Греции и Рима. Не меньшей известностью и почетом она пользовалась и в средневековье. Авиценна считал: «Ромашка – полезнейшее лекарство от изнурения, ибо её теплота походит на теплоту животного».

     Сейчас я вам прочту гораздо более полезное и информативное стихотворное описание ромашки. Слушайте внимательно и записывайте. Второй раз я диктовать не буду. 

Много похвал уделяет антемии, то есть ромашке,

Мудрый Асклепий; её хамемелою иль хамомиллой

Мы именуем; она и низка, и весьма ароматна,

Напоминает траву, что в народе везде амариской

Метко зовется: и пахнет, и горькая также – амара.

Если сравнить их – она ароматом едва отличима.

Авторы нам говорят, что три вида её существует,

Можно их всех отличить по окраске цветов; одинаков

Цвет золотистый у всех в сердцевине цветка, но различны

Их лепестки, что собой сердцевину цветка окружают;

Белые, черные есть, но бывают пурпурного цвета.

И называют антемией ту, лепестки у которой

Цвета пурпурного, - вид, что размерами больше и крепче;

По лепесткам её белым нетрудно узнать левкантему,

А хризантему – по черным. И все отличаются виды

Силой сухой и горячей, как явствует, в степени первой.

Каждый из видов мочу, если выпить с вином, вызывает,

Камни крушит в пузыре, очищает и регулы также,

Если водою, в которой варилась трава, согревают

Матку иль если с вином выпивается часто растенье.

Колики так унимают и вздутие гонят желудка

Этим питьем; и трава на лице истребляет чешуйки,

Тертую если её ты наложишь одну или с медом.

Тем, кто страдает желтухой, отвар помогает ромашки

Выпитый, и превосходно он печени лечит страданья;

Вместе с вином, сообщают, он плод недоношенный гонит.

В масле ромашку свари – лихорадкой больного согреешь,

Прочь ты изгонишь озноб, а нередко и всю лихорадку;

Мазью такой очищают от вздутий ещё подреберье.

Змея с укусом смертельным не даст повредить человеку

Драхма антемии, если с вином в сочетании пьется;

Плиний свидетель, что если ее принимать в продолженье

Дней сорока на дню принимать дважды по драхме

С парой киафов вина, непременно и с тонким и с белым,

Мало-помалу с мочой всю очистит она селезенку.

Лечит наросты у глаз, если мелко ее насекают

И прилагают затем; так и грязные раны очистит.

Боль головы, что, страдая, горит в лихорадочном жаре,

Может смягчить или влаги она на себя принимает

Язв, что названье свое экзантемата носят у греков;

Гонят их свежей ромашкой, отваренной в масле оливы.

Если не сыщется масла, ромашку зеленую мочат

В уксусе; голову вымой – не сыщешь целебнее мази.

Все записали?

Кто не записал, тот пусть спишет у своих более расторопных одноклассников. Это стихотворение вам понадобится для выполнения домашней работы.

Как видите, это описание очень полное, изобилует рецептами применения. Причем что мне лично здесь нравится – все ингредиенты натуральные, их можно найти практически в любое время. Они всегда под рукой

Помимо медицинских нужд, у Ромашки Аптечной есть масса других применений.

Так, скажем, эфирное масло, получаемое из ромашки, применяют в производстве разнообразных ликеров, в парфюмерии для производства духов и одеколонов, мыла, кремов. Используется в качестве растворителя при окраске фарфоровых изделий.

О способах заготовки Ромашки Атпечной, как и многих других растений вы узнаете в следующих лекциях на более старших курсах.

Вот собственно и все, что я хотел сегодня рассказать.

Записывайте домашнее задание.

 

 

 

Для самостоятельной работы:

1.                    Составить описания Ромашки Непахучей и Ромашки Рамашковидной по обрисованному выше образцу. Описать различия этих растений.

2.                    Пересказать содержание вышеизложенного стиха своими словами, Выделить и выписать все рецепты против болезней в конспект.

3.                    Готовиться к контрольной работе по материалу первых трех лекций.

 

Эта работа должна быть у меня на  столе до 27 апреля. Для тех, кто все ещё не знает, где находится мой стол, сообщаю: mastin_temp@front.ru

 

Все. Не буду вас задерживать, а то на следующий урок опоздаете.

 

Используются технологии uCoz